Х

Ваше имя (обязательно)

Телефон или email

Вопрос

Эксперт свяжется с Вами и ответит на все вопросы БЕСПЛАТНО.

Специальное предложение

Х

Ваше имя (обязательно)

Телефон или email

Ваше обращение

Эксперт свяжется с Вами и ответит на все вопросы БЕСПЛАТНО.

Оплата

 

Как будут контролировать личные траты физлиц

Адвокат Михаил Хаймович – о перспективах налогового контроля над нашими личными доходами и тратами.

Мои клиенты, совершая крупные покупки (квартира, дом, дорогой автомобиль) часто обращаются ко мне с вопросом: «А меня не спросят, где я взял деньги на покупку»?

Первые попытки контроля

Налоговый контроль над расходами физических лиц, распространенный в развитых странах, в РФ не прижился. Впервые право налоговых органов проверять расходы физических лиц было предусмотрено Федеральным законом от 20.07.98 г. № 116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическим лицам доходов». Этот закон должен быть вступить в силу 24.01.99 г., но потом его действие перенесли на начало 2000 года.

Фактически, ФЗ «О контроле за расходами» так и не вступил в силу. В июле 1999 года в первую часть НК были внесены значительные изменения и дополнения. В частности, в нее включены ст. 86.1; 86.3, устанавливающие новый порядок проведения налогового контроля над расходами физических лиц. Названные статьи НК введены в действие с 1 января 2000 года, а ФЗ «О контроле за расходами» в связи с принятием изменений и дополнений к части первой НК был признан утратившим силу.

И – провал этих попыток

В РФ, несмотря на массовое уклонение от уплаты налогов, бурное развитие теневой экономики, коррупцию, налоговый контроль за соответствием расходов налогоплательщиков уровню их доходов как важнейший инструмент выявления теневых доходов и коррупции в настоящее время в РФ не применяется.

С 01.01.07 налоговая служба даже лишена формального права осуществлять такой контроль (отменен пп. 10 п. 1 ст. 31 НК). Ранее, с 08.08.03, Федеральным законом от 07.07.2003 № 104-ФЗ были отменены ст. ст. 86.1, 86.2, 86.3 НК РФ, в которых были определены некоторые меры по контролю за расходами физических лиц и их соответствием  уровню их доходов.

Между тем, именно этот контроль стал в большинстве развитых стран основной преградой на пути коррупции и уклонения от уплаты налогов. У нас соответствующие законы не прижились, потому что это противоречит финансовым интересам элиты – руководства страны.

Ситуация начала меняться

Ситуация чуть-чуть изменилась с июня 2015 г. Но теперь не ФНС – банки стали главными в борьбе с теневыми доходами.

Придираются и к физическим, и к юридическим лицам. Мы составили ТОП-10 претензий банков последнего времени, которые всех раздражают.

Банки получили право запрашивать у своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств. Соответствующая норма предусмотрена Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (далее закон 115-ФЗ) “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и соответствует требованиям FATF.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру относится к одному из следующих видов операций (п.1 ст. 6  закона 115-ФЗ):

  • операции с денежными средствами в наличной форме, например, внесение наличных на счет;
  • зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации FATF;
  • все операции с денежными средствами, если стороной по сделке является анонимный владелец (например, размещение денежных средств на депозит на предъявителя или перевод денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца);
  • открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
  • перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

В каких случаях реализовывать полученное право, банки должны решать самостоятельно — в соответствии со своими правилами внутреннего контроля.

Если деятельность клиента вызывает у банков сомнения, кредитные организации могут запросить у него дополнительные сведения об источниках денег, а также отказать в проведении операций, открытии счета и инициировать закрытие счета.

Следующим шагом государства на этом пути может стать запрет выдавать зарплату наличными и ограничение оплаты наличными крупных покупок.

Платежи физлиц под прицелом. Мы уже писали материал, который стал хитом просмотров. ЦБ готовит систему отслеживания поступлений на банковские карты физлиц. Больше того, банки уже сейчас недовольны крупными перечислениями на карты, даже если они от работодателя.

Автор Михаил Хаймович , адвокат, “Правовой и бухгалтерский центр Юрмастер”.

© ИА Клерк.Ру., аналитический отдел

Советуем почитать: