Х

Ваше имя (обязательно)

Телефон или email

Вопрос

Эксперт свяжется с Вами и ответит на все вопросы БЕСПЛАТНО.

Специальное предложение

Х

Ваше имя (обязательно)

Телефон или email

Ваше обращение

Эксперт свяжется с Вами и ответит на все вопросы БЕСПЛАТНО.

Оплата

 

Как при упрощенке учитывать и подтверждать расходы на маркетинг

Подробно об учете расходов на упрощенке.

Правоотношения сторон по договору, предметом которого является оказание маркетинговых услуг, регулируются главой 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Заказчик обязан произвести оплату по договору в порядке, предусмотренном этим договором (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

В общем случае для целей бухгалтерского учета затраты на маркетинговые исследования являются расходами по обычным видам деятельности (пп. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)10/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6.05.99 г. № 33н).

Налог при УСН

По общему правилу расходы на маркетинговые услуги не уменьшают полученные доходы, поскольку не поименованы в перечне расходов, установленном п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Однако в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на материальные расходы.

В силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

Материальные расходы в НК

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на производство этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся осуществление отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Важно, что по п. 2 ст. 346.16 НК РФ указанные расходы должны соответствовать критериям, отраженным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т. е. быть обоснованными (экономически оправданными, их оценка должна быть выражена в денежной форме) и документально подтвержденными.

Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организаций к налоговой ответственности.

Как подтвердить маркетинговые услуги

Спорные ситуации могут возникнуть при подтверждении обоснованности проведения таких затрат, а также при их документальном оформлении.

Ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не определяет перечень документов, которые должны быть оформлены заказчиком и организацией-исполнителем при приеме-передаче результата маркетинговых исследований.

Как показывает арбитражная практика, отсутствие детального описания услуг в маркетинговом задании, а также в отчете о выполненной работе повышает риск того, что названные затраты будут исключены из состава налоговых расходов.

Поэтому во избежание споров с налоговой инспекцией целесообразно подготовить документы, подтверждающие необходимость проведения таких исследований.

Для этого следует подробно составить задание для исполнителя.

Например, если компания планирует открыть новый магазин, то в задании для исполнителя можно сформулировать следующие вопросы:

какие преимущества дает компании открытие нового магазина; каково отношение покупателей к уже существующему магазину; удовлетворены ли потребители ассортиментом продукции, предложенной к реализации в нем; продажа какой продукции интересует потенциальных покупателей; уровень продаж какой продукции оказался неудовлетворительным и почему; правильно ли было принято решение о цене продукции?

Соответственно подробно составленный отчет, содержащий ответы на поставленные вопросы, послужит для организаций надежной защитой от претензий налоговых органов.

Таким образом, по нашему мнению, организации, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», вправе признать в целях исчисления единого налога расходы на проведение маркетинговых исследований при условии правильного документального оформления указанных расходов.

Автор Тенгиз Бурсулая , ведущий аудитор ООО “РАЙТ ВЭЙС”.

Международный еженедельник “Финансовая газета”

Советуем почитать: