Х

Ваше имя (обязательно)

Телефон или email

Вопрос

Эксперт свяжется с Вами и ответит на все вопросы БЕСПЛАТНО.

Специальное предложение

Х

Ваше имя (обязательно)

Телефон или email

Ваше обращение

Эксперт свяжется с Вами и ответит на все вопросы БЕСПЛАТНО.

Оплата

 

Зачем досудебное урегулирование спора?

Когда досудебный порядок урегулирования спора обязателен?

Основным способом защиты прав всегда являлось судопроизводство. Судебная защита является правом, которое закреплено в Конституции РФ, но в настоящее время развитие получают досудебные способы решения спора, так как не каждый судебный процесс заканчивается лучшим образом.

Этому способствуют изменения в законах, например, Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

Гражданский кодекс РФ также содержит нормы, согласно которым прежде чем предъявить иск в суд необходимо направить оферту противоположной стороне с предложением изменить или расторгнуть действующий договор.

Если стороны предусмотрели в договоре взаимную обязанность направить претензию, досудебный порядок урегулирования спора будет обязательным.

Статья 452 ГК РФ устанавливает,что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.

Исключением из общего правила являются два случая, когда допускается изменение и расторжение договора по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Иск может быть заявлен в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор, либо неполучения ответа в тридцатидневный срок, если иной срок не предусмотрен законом, договором или не содержался в предложении изменить или расторгнуть договор.

Следует выявить положительные моменты при разрешении спора в досудебном порядке. Первый и главный из них – экономия времени. Во-вторых, досудебный способ решения спора не требует материальных затрат. В-третьих, при грамотном подходе и конструктивном диалоге, в большинстве, случаях задача разрешается с максимальными выгодами для обеих сторон.

Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ регламентируют условия, на основании которых рассмотрение иска в суде возможно. В частности, согласно ГПК РФ, судья обязана возвратить исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора, либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.

В арбитражном суде по данным основаниям исковое заявление будет оставлено без движения до тех пор, пока истец не устранит выявленные судом нарушения в указанный срок. В противном случае, дело будет направлено обратно истцу. Почему данные нормы законов имеют императивный характер?

Для начала, необходимо иметь в виду, что закон устанавливает для некоторых категорий дел досудебный порядок урегулирования споров «по умолчанию», то есть, чтобы подать иск в суд, нужно доказать, что претензионный порядок не требуется, а не наоборот. Как следует из практики, досудебный порядок решения спора является наиболее рациональным и действенным способом решить проблему и развитие данного института правоотношений является одной из главных задач модернизации и развития права.

Теперь следует дать общую формулировку претензионного и досудебного порядков. Под претензионным и (или) досудебным порядком урегулирования спора понимается способ защиты гражданских прав между кредитором и должником по договорным или иным обязательствам до подачи документов в суд.

Претензионный порядок урегулирования спора связан с предъявлением претензии кредитору с требованием исполнить обязательство в установленный срок. При полном или частичном отказе должника от удовлетворения претензии или неполучении от него ответа в установленный срок кредитор вправе предъявить иск.

Следует заметить, что АПК РФ не исключает иной порядок урегулирования спора, который может быть установлен договором.

Под иным порядком следует понимать способ обмена документами, письмами, требованиями и т.д., а также способы ответа на них.

Порядок «STEP BY STEP»

Претензия может быть направлена контрагенту даже в тех случаях, когда досудебное урегулирование спора не является обязательным.

Законом не установлены конкретные положения о том, как должна быть составлена претензия, но её письменная форма является неоспоримой. Таким образом, претензия оформляется в произвольной форме, но на фирменном бланке организации с датой и подписью руководителя.

Определим основные моменты, которые должна содержать претензия.

Во-первых, если речь идет о нарушении обязательств по договору, должен быть указан номер договора и дата его заключения.

Во-вторых, в претензии подробно описывается суть спорного момента, указывается нарушение контрагента, которое он должен устранить.

В-третьих, указывается срок в течении которого контрагент обязан предоставить мотивированный ответ или устранить нарушения. Рекомендуется в претензии указать также последствия отсутствия ответа на претензию и предупредить о действиях в случае отказа в удовлетворении требования претензии.

Как правило, в тексте претензии пострадавшая сторона указывает, что при не достижении соглашения либо отказа от исполнения обязательств, спор будет передан на рассмотрение суда определенной юрисдикции. К претензии могут быть приложены копии документов, являющиеся основанием предъявления требования.

В случае необходимости к претензии может быть приложен расчет суммы заявленных требований, либо акт сверки взаимных расчетов. При наличии уже подписанного акта обеими сторонами, достаточно всего лишь сделать ссылку на него в претензии. Акт будет служить доказательством неисполнения обязательств со стороны контрагента в суде, если предметом спора являются денежные обязательства. После того, как претензия будет грамотно составлена, её следует вручить контрагенту.

Существуют различные способы передачи документов, наиболее распространенным являются отправка заказным письмом или вручение лично под роспись адресату.

Главное, чтобы способ передачи документа документально фиксировал ее отправление. Квитанции об отправке почтового отправления или экземпляр претензии с отметкой контрагента о вручении будут являться доказательствами соблюдения претензионного порядка досудебного решения спора.

Только после отказа в удовлетворении претензии или неполучения ответа на претензию в установленный срок можно предъявить иск в суд.

В зависимости от ситуации, сроки предъявления исковых требований могут быть разными, например, иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок, а Федеральный закон от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» устанавливает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию в следующие сроки:

  • в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи – по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями);
  • в течение шести месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств – по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств;
  • в течение месяца со дня подачи телеграммы – по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.

Данная претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.

Налоговый кодекс РФ также регламентирует порядок досудебного производства по отношению к налогоплательщикам, а именно: до обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем в суд общей юрисдикции.

При решении спора с перевозчиками багажа или грузов, стоит обратить внимание на сроки предъявления претензии.

На основании Воздушного кодекса РФ, претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

  • о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки – со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты – с даты составления коммерческого акта;
  • о возмещении вреда в случае утраты груза – через десять дней по истечении срока доставки;
  • о возмещении вреда в случае утраты почты – по истечении срока доставки;
  • о возмещении вреда во всех остальных случаях – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

В случае повреждения (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза.

В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

В случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Практика применения досудебного порядка

В договорах стороны часто указывают положения о досудебном урегулировании споров, но порядок и процедуру направления претензии не расписывают.

Безусловно, это является недостатком, поскольку данная процедура могла бы существенным образом облегчить правоотношения между сторонами и отрегулировать вопросы, которые стороны в силах решить самостоятельно, не прибегая к помощи суда.

Установление претензионного порядка является диспозитивной нормой, при условии, что такой порядок не предусмотрен законом, но часты случаи, когда условия договора не позволяют определить каким образом сторонам регулировать спор и устанавливать досудебный порядок решения вопроса.

Например, при подаче иска в суд одна сторона может требовать от другой стороны возместить какие-либо расходы или затраты по договору, руководствуясь отсутствием претензионного порядка регулирования спора, а вернее отсутствием мотивированного ответа на претензию-требование.

В данном случае, судом во внимание будет приниматься буквальная трактовка в договоре условий соблюдения претензионного порядка и если ни договором, ни законом данные нормы не сформулированы, в иске может быть отказано по причине отсутствия в договоре сроков ответа на претензию, порядка и способа предоставления ответа.

Общие фразы в договорах о досудебном решении споров могут говорить о том, что стороны не предусматривают именно претензионный порядок, а имеют намерение разрешить спор альтернативным способом, например, путем переговоров.

Важным моментом для соблюдения претензионного порядка являются сроки предъявления претензии и сроки ответа на претензию. Именно от этого фактора следует отталкиваться, так как это позволит точно определить исполнение обязательств сторон и гарантировать их права.

Стоит еще раз добавить, что сроки могут определяться сторонами в договоре самостоятельно и могут быть намного длиннее тех, которые указаны законами. Формулировка в законах «если иное не определено договором ….» говорит о том, что законодатель учел диспозитивность данной нормы, чтобы контрагенты могли самостоятельно определять формат правоотношений.

Если в договоре сроки ответа на претензию составляют несколько месяцев, истец обязан выждать истечения этих сроков и только после этого готовить документы в суд.

При урегулировании спора с налоговыми органами следует руководствоваться указаниями Налогового органа РФ, в частности, в делах о взысканиях налоговых санкций, документом, подтверждающим соблюдение досудебного порядка является требование налогового органа, в котором налогоплательщик привлекается к ответственности.

В случае отсутствия документального подтверждения направления ответчику предупреждения по добровольной уплате налога, суд не сможет принять дело к производству, так как истцом не соблюден досудебный порядок решения спора, предусмотренный законом.

В случае не соблюдения порядка

Если досудебный порядок урегулирования спора истцом не соблюден, суд вправе:

  • требовать устранения нарушения;
  • оставить заявление без движения;
  • возвратить исковое заявление.

На основании статьи 126 АПК РФ заявитель должен предоставить в суд документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.

Арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением указанных требований, выносит определение об оставлении заявления без движения.

В соответствии со ст. 129 АПК РФ, арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.


Советуем почитать: