Х

Ваше имя (обязательно)

Телефон или email

Вопрос

Эксперт свяжется с Вами и ответит на все вопросы БЕСПЛАТНО.

Специальное предложение

Х

Ваше имя (обязательно)

Телефон или email

Ваше обращение

Эксперт свяжется с Вами и ответит на все вопросы БЕСПЛАТНО.

Оплата

 
09.01.2015

Офшоры покидают Россию

Действие антиофшорного закона начнется только весной, а бизнес уже знает способ, как его обойти. Основной – отправка в Швейцарию или на Мальту, чтобы перестать являться налоговым резидентом Российской Федерации.

Наступают последние офшоры

С 2015 года в РФ действует закон о КИК (контролируемых иностранных компаниях), что означает, что россиянам необходимо до 1 апреля уведомить налоговый орган относительно наличия у них в подобной компании доли превышающей 10%. В случае, если доля составляет свыше 50%, а доход компании более 50 000 000 рублей – с него уплачивается налог (с 01.01.2016 г. – если более 25% и 30 000 000 рублей). Налоговая ставка для компаний составляет 20%, для физических лиц – 13%.

Офшорные схемы в РФ используют около 70% предпринимателей, сообщает Александр Захаров – партнер Paragon Advice Group. И таких предпринимателей тревожат многие вопросы. Офшоры используют не только с целью налоговой оптимизации, но и в целях защиты своих активов, отмечает партнер EY Алексей Рябов. Есть и ряд процедурных моментов: необходимость раскрытия детальной информации, значительный объем администрирования для соблюдения требований нового закона – в некоторых случаях необходимо ведение налогового учета по стандартам РФ в отношении зарубежных компаний, перевод на русский язык первичных документов и др.

Главный выход

Наиболее простой вариант для не желающих соблюдать требования нового закона, – смена налогового резидентства, сообщает источник бюро управления РСПП. По его мнению, «большая четверка» аудиторов и налоговые консультанты загружены просьбами клиентов относительно поиска «оптимальной юрисдикции». Увеличение количества такого рода обращений подтверждается двумя компаниями из числа «большой четверки», а также работниками двух юридических организаций.

Как сообщает Захаров из Paragon, проведен опрос среди клиентов, и их большинство считает, что прекращение статуса налогового резидента РФ поможет в сохранении зарубежной структуры владения без раскрытия информации и налогового отягощения. Согласно его подсчетам, сегодня данная возможность рассматривается примерно 40% пользующихся офшорами.

Для утраты статуса налогового резидента РФ, необходимо 183 дня на протяжении года пребывать за пределами российской территории. По словам Воронковой, если физическое лицо России перестанет быть ее налоговым резидентом, закон о КИК не будет к нему применен по отношению к зарубежным компаниям, которыми он напрямую владеет. Закон распространяет свое действие только на налоговых резидентов РФ, подтверждает Артем Топоров – юрист «Гольцблат БЛП». Однако он говорит, что следует учитывать, что даже в случае нахождения на 1 января 2015 года россиянина за границей, проведшего в России не меньше чем 183 дня в 2014 году, это не свобождает его от обязанности уведомления налогового органа России относительно наличия долей в зарубежной компании. А обязанность уплаты российского налога на нераспределенный доход КИК, полученный в 2015 году, возникать у него уже не будет.

Среди других стран, имеющих благоприятные налоговые условия для физических лиц, россияне выделяют Мальту, Монако, Швейцарию и Великобританию. Как сообщает Воронкова, при осуществлении выбора юрисдикции для резидентства клиенты уделяют особое внимание уровню налоговой ставки по отношению к прибыли физических лиц, а также факту наличия соглашения об исключении возможности двойного налогообложения с Россией. К примеру, продолжает Воронкова, в Швейцарии возможно согласование с налоговым органом довольно низкой налоговой ставки. В Великобритании также предоставляется отдельным категориям физических лиц льготный режим, согласно которому налог подлежит уплате только с прибыли, перечисляемой в Великобританию.

Запасной вариант

У тех, кто не желает проводить основную часть жизни в Швейцарии либо на Мальте есть другой вариант – можно произвести перерегистрацию своего бизнеса в странах ТС (с 01.01.2015 года – ЕЭС (Евразийский экономический союз), в состав которого уже входят такие страны как Казахстан, Беларусь и Россия. В соответствии с законом доход КИК из стран, являющихся членами Евросоюза, освобожден от налогообложения, что может стать еще одним стимулом к «ведению бизнес деятельности именно в данных странах», говорит Рябов из EY. По его словам, большинство компаний подумывают о расширении своего бизнеса в этих странах.

В качестве пионера в применении антиофшорных законов в ТС выступает Казахстан. Однако там они мягче, по сравнению с Россией. В частности в Казахстане, правительством утвержден перечень стран, к которым применимо законодательство о КИК, сообщает Захаров. В него вошли Люксембург и Кипр. При этом Швейцария, Сингапур и Нидерланды туда не входят. По словам Захарова, Швейцарию, Сингапур и Нидерланды там любят как государства для международной оптимизации.

Как сообщает источник в РСПП, пример Казахстана – это один из аргументов в споре с правительством по поводу того, что не нужно принимать закон более жесткий, чем в Казахстане, чтобы таким образом не стимулировать перерегистрацию деятельности из Российской Федерации внутри ТС.

Экономическая евразийская комиссия не собирается становиться инициатором гармонизации антиофшорных правил внутри Таможенного союза. По словам Тимура Сулейманова, министра ЕЭК по финансовой политике и экономике, налоговая политика – суверенна. И в части антиофшорных законов, и в части КИК у государств остаются выбранные ими подходы.

Клиентами рассматривается вариант перерегистрации бизнеса в Казахстане. Однако и там будут дополнительные затраты. Кто-то считает, что вести бизнес проще даже в Белоруссии с учетом, понятности правового регулирования, говорит Захаров. В большинстве же все смотрят за пределы союза, заключил он.

По мнению Воронковой, массовый переток не предвидится. Пока большого интереса к данным государствам не наблюдается, в связи с тем, что налоговая нагрузка стран Евразийского союза, а также условия бизнес-климата и стабильности налогового режима аналогичны российским.


Советуем почитать: