Х

Ваше имя (обязательно)

Телефон или email

Вопрос

Эксперт свяжется с Вами и ответит на все вопросы БЕСПЛАТНО.

Специальное предложение

Х

Ваше имя (обязательно)

Телефон или email

Ваше обращение

Эксперт свяжется с Вами и ответит на все вопросы БЕСПЛАТНО.

Оплата

 

Как восстановиться на работе при незаконном увольнении?

На сегодняшний день существует три инстанции, которые смогут помочь работнику в восстановлении на рабочем месте при незаконном увольнении: федеральная инспекция труда, прокуратура, суд.

Чтобы понимать какая из этих инстанций правомочна оказать помощь незаконно уволенному работнику, следует начать с полномочий.

На основании статьи 356 Трудового кодекса РФ, федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

  • осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
  • проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
  • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  • ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
  • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан и т.д.

Чтобы работодатель ответил за незаконное увольнение, федеральная инспекция труда должна инициировать проверку на основании письменного обращения уволенного работника. При получении данного заявления работника, сотрудники федеральной инспекции труда будут вправе:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посетить в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запросить у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изъять для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявить работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке и т.д.

Таким образом, инспектор будет вправе выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а в определенных случаях привлечь работодателя к административной ответственности и обязать восстановить сотрудника на прежнем месте работы с прежними условиями труда.

Необходимо также иметь в виду, что федеральная инспекция труда вправе обязать работодателя возместить материальный ущерб и потребовать от работодателявозместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Конечно, данная инстанция позволяет работнику «наказать» работодателя, однако следует отметить тот факт, что федеральная инспекция труда не проверит действительность факта увольнения работника, а будет руководствоваться только формальным соблюдением порядка увольнения.

Прокуратура является органом государственной власти, который наделен существенным перечнем полномочий и прав в отличие от федеральной инспекции труда. Однако необходимо сделать небольшое отступление.

В связи с тем, что в ведении прокуратуры находятся уголовные дела, а также дела особого производства, трудовые споры часто уходят на второй план и рассматриваются долго. Прокуратура вправе инициировать проверки, привлекать работодателя к административной ответственности и требовать восстановить работника на работе.

Как правило, срок проведения проверок не должен составлять больше одного месяца, но на практике он получается гораздо дольше.

Несмотря на это, именно обращение в органы прокуратуры позволяет работнику чувствовать себя уверенно перед работодателем, так как это звучит устрашающе и прокурорские проверки могут повлиять на деловую репутацию работодателя.

Прокурор также будет вправе обратиться в интересах работника в суд с иском о восстановлении последнего на работе, в связи с незаконным увольнением.

Таким образом, как федеральная инспекция труда, так и органы прокуратуры наделены полномочиями обращаться в интересах работника в любые инстанции без участия работника.

Суд – это государственный орган, который наделен полномочиями поставить точку в деле о незаконном увольнении работника. Следует сразу отметить, что при обращении работника в суд, ему самостоятельно придется отстаивать свои права.

Лицом, наделенным законом полномочиями защищать права работника будет являться адвокат. Все решение суда будут обязательны для исполнения.

Суд может вынести решение о восстановлении работника на работе, об изменении формулировки причины увольнения, взыскать денежную компенсацию на незаконное лишение возможности трудиться в размере среднемесячного заработка, а также взыскать компенсацию морального вреда с работодателя.

Необходимо добавить, что при обращении в суд, работник будет нести материальные затраты, связанные с оплатой услуг юриста, так как данные споры требуют грамотного подхода. Как правило, при отказе от услуг адвоката незаконно уволенным работникам сложно самостоятельно отстаивать свою правоту.

Оформляем документы:порядок и сроки.

Для обращения в федеральную инспекцию труда или в прокуратуру работник должен подготовить следующий минимальный комплект документов:

  • заявление;
  • копию приказа об увольнении;
  • копия трудового договора;
  • копию трудовой книжки.

В связи с тем, что форма заявления не утверждена, оно оформляется в произвольном виде и должно содержать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника на прежнем месте работы;
  • реквизиты работодателя (название общества, адрес регистрации, фактический адрес, ОГРН, ИНН и т.д.);
  • как можно подробнее описать ситуацию и требования, которые работник предъявляет к работодателю (например, восстановить на работе, оплатить заработную плату, взыскать с работодателя определенную сумму за вынужденный простой и т.д.);
  • указать в заявлении нарушения, которые были допущены работодателем при увольнении сотрудника.

Трудовая инспекция должна провести проверку в течение месяца со дня обращения работника. По результатам проверки трудовая инспекция вправе выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и применить меры административной ответственности.

Федеральная инспекция труда вправе передать данные сведения о работодателе также в органы прокуратуры. Предписание инспектора труда можно оспорить в суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Для обращения незаконно уволенного работника в суд, ему следует написать исковое заявление, которое должно содержать требование об оплате прогула в связи с невыходом на работу и требование о восстановлении на работе.

Время вынужденного прогула отсчитывается от момента увольнения до фактического восстановления на работе.

Работник вправе потребовать возмещение морального вреда в следствие незаконного увольнения, размер которого определяется судом.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • копия трудовой книжки;
  • копия приказа об увольнении;
  • копия трудового договора и т.д.

В процессе рассмотрения дела суд может истребовать какие-либо дополнительные документы или инициировать явку свидетелей.

Если у работника имеются материалы, подтверждающие вину работодателя, например, видеосъемка или диктофон, это также может быть приобщено к материалам дела. Споры об увольнении рассматривает районный суд по месту нахождения работодателя. Следует заметить, что работник освобождается от каких-либо судебных расходов.

Срок обращения в суд должен быть не позднее месяца с момента получения приказа об увольнении или трудовой книжки на руки.

В случае признания увольнения незаконным гражданин должен быть восстановлен на прежней работе. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению, требование суда будет считаться фактически исполненным только тогда, когда работник будет допущен к своим трудовым обязанностям на прежних условиях, а приказ об увольнении будет отменен.

Не редко работодатели оспаривают подобного рода судебные споры, однако это не является основанием для неисполнения решения суда о восстановлении работника. Если работник указывает в виде требований возмещение материального вреда, работодатель обязан возместить работнику материальный ущерб, причиненный ему в результате незаконного лишения возможности трудиться.

Это относится к неполученному заработку за время незаконного увольнения сотрудника. На основании ст.120 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа.

Так как решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению, работодатель не вправе не исполнять решение суда о восстановлении на работе, если даже им подана кассационная жалоба на решение суда или прокурор принес кассационный протест.

Если все же получится так, что работодатель оспорит иск в суде, обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Необходимо акцентировать внимание на том, что если работник откажется от восстановления на прежнем месте работы, суд в любом случае обяжет работодателя выплатить все необходимые денежные компенсации в пользу работника, а все судебные расходы по делу о незаконном увольнении будут взысканы с работодателя.

Ответственность руководителя за незаконное увольнение.

За незаконное увольнение работника работодатель обязан понести административную ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Статья 5.27. КоАП РФ указывает, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Уголовная ответственность за незаконное увольнение не предусмотрена. Проверки соблюдения трудового законодательства могут провести федеральная инспекция труда и прокуратура, в зависимости от обращения незаконно уволенного сотрудника.

И Федеральная инспекция труда, и прокуратура могут проводить как плановые проверки, так и внеплановые.

Нарушения законодательства о труде могут быть различными:

  • нарушения порядка оформления процедуры увольнения;
  • не ознакомление работника с приказом об увольнении;
  • нарушения порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности;
  • нарушение порядка выдачи заработной платы и т.д.

Привлечь работодателя к административной ответственности возможно лишь тогда, когда ни одна из сторон не оспаривает правонарушение.

Например, если работник захочет привлечь работодателя к административной ответственности, а работодатель оспорит данный факт в суде, инспекция труда и прокуратура будут не правомочны проводить оценку документов и проводить свое расследование по делу.

Если работника незаконно уволили, применив меры дисциплинарного взыскания, только суд сможет разрешить спор по существу и провести оценку представленным доказательствам.

Суд также будет обязан опросить свидетелей и, в случае выявления нарушения, восстановить работника на работе.

В случае выявления нарушений при незаконном увольнении, государственный инспектор труда составляет протокол об административном нарушении, а прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.


Советуем почитать: